Карта сайта >ИРЛ / Статьи / Эволюция. Пол. Личность.
МОДЕЛЬ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ПСИХОТИПОВ с позиций эволюционной психологии и кластерной теории сознания

Теоретическая модель для практических психологов и лиц, заинтересованных в личном развитии

Юлия Качалова

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — начинает Лев Николаевич Толстой роман «Анна Каренина». Как практикующий психолог позволю себе не согласиться с великим русским классиком. Опыт показывает, что дело обстоит с точностью до наоборот: уникальны именно счастливые семьи, а несчастные похожи друг на друга.

Семья как система может включать детей, тещу, свекровь и прочих родственников, но все они, по сути, представляют собой элементы вторичные. Связующей осью семьи являются любящие отношения между мужем и женой. Разрушь эту связь, система развалится, даже если формально брак сохранится. Однако поддерживать любящие или хотя бы просто удовлетворительные отношения с интимным партнером противоположного пола — далеко не тривиальная задача. Половое поведение человека во многом определяется врожденными программами, доставшимися от далеких предков. В этой сфере жизни люди наименее способны к рационально-волевому контролю и наиболее подвержены воздействию, идущему из бессознательных глубин. В результате нередко совершаются поступки, прямо противоположные сознательным намерениям, а собственные мотивы настолько неясны, что даже рационализировать их не получается, остается лишь разводить руками: «Не знаю, что на меня нашло...».

Конфликты и непонимание в отношениях с супругом или интимным партнером, разрыв таких отношений, трудности их создания — типичные проблемы, побуждающие людей обращаться к психологу-консультанту, записываться на психотерапию, участвовать в тренингах личностного роста.

В настоящее время наблюдается значительный разрыв между богатством методов и техник, которыми вооружены психологи-практики и психотерапевты, и дефицитом теоретического осмысления той предметной области, с которой они работают. О проблемах, постоянно возникающих в отношениях между двумя полами, написано огромное количество психологической и околопсихологической литературы, однако, мало обоснованных и полных теоретических моделей, позволяющих ориентироваться в данном проблемном поле.

С античности и до середины XX столетия обсуждения отцами церкви и философами различий «мужского» и «женского» сводились, главным образом, к умозрительным «обоснованиям», почему мужчина лучше. Ярким примером может служить опубликованная в 1903 году работа юного австрийца Отто Вейнингера «Пол и характер». Вейнингер рисует женщину как аморальное и алогичное существо, переживания которого схожи с ощущениями растений и низших животных, мысли не отделены от чувств, не имеющее души, индивидуальности, личности, воли и т.д. Мужчины, по мнению Вейнингера моральны, логичны и способны к просветлению. Публикация этого трактата породила волну женских суицидов. Правда, его автор тоже покончил с собой в 23 года, неизвестно, от «просветления» или по иным причинам.

В моделях, разработанных в направлениях глубинной психологии в первой половине прошлого века, психологические различия между представителями двух полов преподносятся столь же оценочно и не обоснованно. Например, основоположник психодинамического направления З.Фрейд закрепляет идею о женской неполноценности, приписывая женщине комплекс кастрации. Ближе ко второй половине XX века в психиатрии, психологии, социологии начинают появляться так называемые «женские теории» (в частности, работы К.Хорни, Д.Б.Миллер, К.Гиллиган и др.), указывающие на ограниченность классических мужских воззрений. «Психоанализ — творение мужского гения, и почти все, кто развивал его идеи, тоже были мужчинами, — пишет К. Хорни в работе «Уход от женственности». — Естественно и закономерно, что они были ориентированы на изучение сущности мужской психологии и понимали больше в развитии мужчины, чем женщины» . Женские теории множатся и к 90-м годам оформляются в гендерный подход, утверждающий, что психологические различия мужчин и женщин определяются не природно-биологическими, а социальными факторами. В последнее десятилетие прошлого века начинает активно развиваться эволюционная психология, которая объясняет многие феномены человеческого поведения наличием врожденных эволюционных программ, заложенных в представителей нашего вида (см. работы на сайте http://ethology.ru).

Признавая безусловную важность социальных влияний на формирование психологических различий между полами, представляется, что истоки последних лежат глубже, нежели условия социализации, воспитания и т.д. По мнению автора, базисная основа различий закладывается ролями, задачами и программами, предписанными каждому полу эволюцией, а социальные факторы монтируют на этом фундаменте надстройку.

Невзирая на многообразие индивидуальных различий, внутри каждого пола можно обнаружить категории людей, обладающих схожими психологическими характеристиками и приоритетными способами взаимодействия с миром. То есть существуют разные типы мужчин и женщин. Люди пытались ввести некую систему в многообразие человеческих индивидуальностей еще с глубокой древности. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к типологиям — от массового увлечения астрологией до все более распространяющегося тестирования кандидатов на должности менеджеров, должного определять их тип руководства.

В разных теориях личности психологические типы моделируются в зависимости от того, что находится в фокусе внимания создателя теории. Древнегреческие врачи Гиппократ и Гален, считающиеся родоначальниками теории темперамента, связывали тип темперамента с соотношением в организме разных жидкостей: крови, желчи, слизи и черной желчи. Русский физиолог И.П.Павлов связал темпераменты с деятельностью центральной нервной системы, выделив три характеристики нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер связывал темперамент с конституцией тела. Другой психиатр Карл Леонгард создал типологию личности, выделяя основные черты человеческой индивидуальности. Зигмунд Фрейд предложил четыре типа личности в зависимости от фиксации на какой-то из четырех фаз психосексуального развития. Подробная модель психологических типов, в которой определяющая роль отводится экстравертной или интровертной установке, а также функциям сознания, была разработана швейцарским психиатром К.Г. Юнгом. Из идей Юнга выросло множество прикладных типологий, в частности, типология Майерс-Бригс, соционика; психософия А.Ю.Афанасьева.

Сложность применения этих типологий для решения прикладных задач, связанных со взаимоотношениями мужчины и женщины, заключается в том, что вышеупомянутые типологии моделируют типы без учета психологических различий, характерных для представителей двух полов. Типология, основанная на различиях, была предложена юнгианским аналитиком Дж.Ш.Болен ("Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь", "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин". Она описывает мужские и женские типы на основе архетипов, представленных древнегреческими богами и богинями. Однако, представляется, что основа для моделирования типов должна быть более универсальной, чем имеющие гендерную природу олимпийский пантеон. Психоаналитик Н.В.Хамитов описывает несколько мужских и женских типов, их совместимость и прогноз отношения. К сожалению, обоснование модели типов в этой работе отсутствует.

В настоящей работе автор пытается объединить «объясняющий» естественнонаучный подход к исследованию психических явлений с «понимающим» гуманитарным. Вниманию читателя предлагается модель мужских и женских психотипов, разработанная для решения задач практической психологии (понимания поведения партнеров в паре и динамики отношений; анализа типичных проблем, возникающих в парах и т.п.). Используя подход эволюционной психологии, автор моделирует личность как результат воздействия факторов среды на врожденные смысловые структуры, несущие информацию об эволюционных программах пола. Эти структуры именуются ипостасями. Обоснование модели приводится в главе 1книги "Эволюция.Пол. Личность", там же даются основные определения.

В модели рассматриваются четыре мужские и четыре женские эволюционные программы, которые направляют на решение эволюционной задачи пола. Каждой программе соответствует своя ипостась, обладающая набором эволюционных стратегий — предписываемых данной программой способов поведения. Эволюционные задачи, программы и стратегии каждого пола рассмотрены в главах 2 ( см. статью Женские эволюционные программы и ипостаси) и 5 книги "Эволюция. Пол. Личность".

Терминология модели использует понятийный аппарат кластерной теории сознания, разработанной М.А.Щербаковым (можно подробнее ознакомиться с подходом М.А.Щербакова в статье Кластерная теория интеграции, размещенной на нашем сайте. Основные понятия, заимствованные из кластерной теории и используемые в модели: «слои сознания» и «кластеры». Исходя из данных о структуре мозга , М.А.Щербаков моделирует структуру сознания как «слоеный пирог», состоящий из нескольких информационных слоев.

Рис.1 Слои сознания в двумерной модели

Кластерная теория интеграции

Верхний слой — адаптативный — только к информации этого уровня человек может иметь сознательный доступ. Все остальные слои — бессознательное, дифференцированное от перинатального до трансперсонального по «глубине опыта», отголоски которого иногда всплывают в снах или измененных состояниях сознания. Кластеры — сложные смысловые структуры, которые формируются из множества элементарных смысловых «кирпичиков» и занимают определенную «зону смыслов», пронизывающую разные уровни сознания. В качестве морфологического аналога кластера можно представить ансамбль нейронов.

Ипостаси являются глубинными кластерами (т.е. смысловыми структурами, расположенными в бессознательных слоях). Манифестация их на адаптативном слое сознания зависит от факторов среды, т.е. условий воспитания и социализации, событий личной истории, социально-культурных и прочих воздействий, изучаемых в гендерном подходе. В результате сложных психических процессов взаимодействия глубинных ипостасей между собой, с кластерами верхних слоев в соответствующих смысловых зонах и факторов среды, образуется структура личности взрослого человека. Структура личности —открытая система, в большей или меньшей степени способная к перестройке.

Идеальная структура личности («идеальный мужчина» или «идеальная женщина») характеризуется манифестацией на адаптативном уровне всех четырех ипостасей. Преимуществом личности с такой структурой является ее способность реагировать на внешние стимулы максимально гибко и адекватно. Недостатком — крайне слабая устойчивость к дестабилизирующим внешним воздействиям. Прямой противоположностью идеальной является структура личности с одной доминирующей ипостасью. Ее обладатели мало способны к изменению поведения, паттерны которого ограничены набором эволюционных стратегий доминирующей ипостаси . Типы женщин и мужчин с доминирующей ипостасью рассмотрены в главах 3 ( см. статью Структура личности с доминирующей ипостасью: базовые женские психотипы и их трансформации.) и 6 книги "Эволюция. Пол. Личность". Описания типов проиллюстрированы мифологическими, литературными, историческими примерами, а также реальными историями, накопленными автором за годы психологической работы. Шесть ярких женских и мужских типов, обладающих структурой личности с доминирующей парой ипостасей описаны в главах 4 ( см. статью Структура личности с доминирующей парой: женские психотипы ) и 7. Такая структура устойчива к внешним воздействиям и синергетична. Ее обладатели могут иметь смысловую направленность, не выводимую из эволюционных программ.

Тип личности определяется структурой личности и конкретными ипостасями, представленными на адаптативном уровне. Для определения ососбенностей каждого типа, вводится континуум психических состояний, задаваемый следующими параметрами:

а). установкой личности: на отношения или на достижения. При установке на отношения достижения рассматриваются как следствие умения налаживать и поддерживать контакты; собственная значимость определятся человеком через качество отношения к нему других людей. Установка на отношения— это установка на процесс. При установке на достижения взаимодействия с другими людьми важны лишь постольку, поскольку приближают к цели; собственная значимость определяется достигнутым (включая материальные объекты обладания, общественный статус, полезные связи и т.д.). Установка на достижения — это установка на результат.

б). храктером сил, которые формируют и направляют мотивацию личности: ось эрос— логос. На плоскости эроса мотивация направляется влечением и чувствами; суждения выносятся эмоциями. На плоскости логоса мотивацию формирует стремление к самоутверждению. Настроения и поступки подконтрольны разуму; суждения рассудочны и рациональны.

в). внутренней стабильностью: ось хаос — порядок. На плоскости хаоса человек находится в неустойчивом состоянии: самоидентификация размыта, ценности не ясны, цели не поставлены, устремления и интересы постоянно меняются, самодисциплина отсутствует, внешняя и внутренняя реальности то и дело смешиваются. На плоскости порядка полная внутренняя стабильность: ясная самоидентификация; фиксированные интересы и цели, традиционные ценности, устойчивые жизненные принципы, высокая самодисциплина.

Рис.2 Континуум психических состояний

Кластерная теория интеграции

Мужские и женские ипостаси, совпадающие по расположению в пространстве состояний, названы аналогами.

В случае наименее интегрированной структуры личности с одной доминирующей ипостасью под влиянием различных факторов возможны значительные смещения в континууме психических состояний. Такие смещения приводят к акцентуации свойств доминирующей ипостаси и трансформации исходных типов. Примеры рассматриваются в главах 3 и 6.

Глава 8 приглашает к самоисследованию. Предлагаемый процесс направлен не столько на получение достоверной картины распределения ипостасей в личности исследователя, сколько на то, чтобы преломить через призму модели собственный опыт и осознать шаблоны поведения, которые могут создавать проблемы и негативно сказываться на отношениях. В главе приводится список типичных проблем, обусловленных чрезмерной активностью той или иной ипостаси.

Еще один источник потенциальной деструктивности — фрустрация ранних потребностей ипостаси, которая сопровождается их вытеснением в бессознательное. Оттуда «уязвленная» ипостась воздействует на ипостаси, представленные на адаптативном слое сознания, провоцируя их гиперкомпенсаторное поведение.

Модель мужских и женских типов позволяет выходить на значимый уровень обобщений и объясняет причины ряда психологических проблем на уровне отдельной личности, пары, семьи, с которыми работают психологи-практики. В главе 10 рассматриваются супружеские союзы между мужчинами и женщинами различных типов. В двух категориях союзов: симилярном и компенсаторном наблюдаются определенные закономерности.

Симилярный союз — пара, в которой оба партнера обладают структурой личности с доминирующей ипостасью, причем их доминанты являются аналогами. Это союз по принципу «подобное притягивает подобное». Особенность симилярного союза состоит в сходстве партнеров, вследствие чего на начальном этапе им очень комфортно друг с другом. Однако, «золотой век» их отношений обычно недолог, поскольку взаимное влияние партнеров друг на друга приводит к явлению, схожему с резонансом в колебательной системе. В эмоциональном поле своей «половины» свойства доминирующей ипостаси у каждого партнера резко усиливаются, акцентуируются, провоцируя деструктивное поведение.

Компенсаторный союз — пара, в которой дефицит свойств слабо развитой ипостаси одного из партнеров компенсируется избытком этих свойств у второго партнера, обладающего сильно развитой ипостасью—аналогом. Это союз по принципу «противоположности притягиваются». В компенсаторном союзе в результате взаимного влияния партнеров друг на друга возникает эффект положительной обратной связи, который проявляется в том, что:

а). у партнера, имеющего дефицит манифестаций слабой ипостаси, они исчезают совсем;

б). у партнера, компенсирующего дефицит, манифестации «компенсирующей» ипостаси становятся доминирующими. Компенсаторные союзы, в отличие от симилярных, более стабильны, но каждый из партнеров в них по отдельности становится менее интегрированной личностью.

В союзах, которые нельзя отнести к симилярному или компенсаторному типу, взаимное влияние партнеров с доминирующими ипостасями друг на друга не приводит к явным закономерностям. Тем не менее, исходя из особенностей типа мужчины и женщины, образующих пару, можно прогнозировать наиболее вероятные трудности, с которыми может столкнуться пара.

Модель мужских и женских типов является теоретическим инструментом, который удобно использовать в индивидуальном и парном консультировании, а также в тренингах личностного роста. Десятилетний опыт изложения автором этой модели в консультационной практике и на на тренингах Института развития личности показывает хороший уровень ее понимания.

Автор надеется, что практические рекомендации, психотехники и упражнения, приведенные в главе 11, обогатят инструментальный арсенал психологов-практиков и будут полезны широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами личного развития, готовы учиться наблюдать за собой, управлять эмоциями и поведением, чтобы получить в награду ту уникальную ценность, которую называют счастливой семьей.

Буду искренне благодарна за критику, вопросы и комментарии! Присылайте их на адрес:

info@ipd.ru

 

ipd.ru Карта Форум Открытки