Карта сайта >ИРЛ / Статьи / Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

По результатам качественного исследования
Юлия Качалова

 

Цель исследования заключалась в том, чтобы выработать рекомендации для общественных организаций, мотивирующих молодежь к добровольческой деятельности.

 

Состав участников

Было проведено 3 фокус-группы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 23-х лет. Средний возраст участников каждой фокус-группы – 20 лет.

Первая фокус-группа, проходившая 26.04.02, состояла из молодых людей, главным образом студентов, проживающих в городе Москве и время от времени посещающих клуб им. Джерри Рубина. В составе группы было 5 мужчин и 2 женщины.

Вторая фокус-группа, проходившая 23.06.02, перед началом нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москва. В составе группы было 3 мужчины и 6 женщин.

Третья фокус-группа, проходившая 29.06.02, после окончания нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза,  Ростов-на-Дону, Новороссийск, Набережные Челны, Москва. В составе группы был 1 мужчина и 7 женщин.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на фокус-группе:

Ниже приводится только анализ высказываний участников, а также выводы и рекомендации. С высказываниями участников фокус-групп с молодежью можно ознакомиться в Приложении 1.

1. Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Понятие “стиль жизни”, очевидно, ввиду филологической непроясненности, вызвало  затруднения во всех фокус-группах. Очень часто оно отождествлялось с понятиями «смысл жизни», «жизненная цель», «жизнедеятельность», «образ жизни», «ритм жизни». Часть участников не видит разницы между «образом жизни»  и «стилем жизни». В то время как другая часть, хотя и не может ясно выразить разницу, подчеркивает более индивидуальный оттенок понятия «стиль жизни».

Если обобщить всю совокупность мнений, то можно определить стиль жизни как способ адаптации индивидуума со всеми его биологическими и психологическими особенностями и потребностями к конкретным социальным условиям, включающий совокупность:

При этом стиль жизни, с одной стороны, обусловлен определенными биологическими, психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями человека, с другой стороны, определяется принадлежностью к определенной социально-культурной среде. Эта среда способствует накоплению у человека опыта вполне определенного сорта, на основании которого формируются(или корректируются при изменении среды) ценности, идентификации, представления, убеждения, поведение, отношение.

2. Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Из наиболее распространенных ответов участников молодежных фокус-групп следует, что для большинства молодых людей необходимость «поклоняться материальным ценностям» и предпринимать постоянные активные действия, чтобы соответствовать канонам общества потребления является источником внутреннего напряжения. Избавляются от этого напряжения разными способами.

При этом важно заметить, что в третьей фокус-группе часть участников не просто отвергает стиль жизни, определяемый погоней за ценностями общества потребления, но выдвигает альтернативный стиль, основанный на получении комплекса хороших ощущений от жизни: «проживать легко и радостно каждый день»; «любить людей и себя»; поддерживать «веселое отношение к жизни, чувство юмора».

3. Наиболее привлекательные черты в авторитетных людях. Наиболее привлекательные лидерские качества.

Судя по высказываниям, наиболее привлекательными для молодых людей качествами авторитетного человека (лидера) являются:

4. Что в стиле жизни помогает испытывать хорошие эмоциональные состояния?

Основным источником положительных эмоций для молодых людей, участвовавших во всех трех фокус-группах, является общение с людьми, которые:

Кроме того, были упомянуты:

5. Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Ответы на эти вопросы помогают прояснить потребности, имеющиеся у молодых людей, которые они пытаются удовлетворить, приобщаясь к некоммерческим организациям. Это:

 

Если говорить о том, что удерживает молодых людей, то на первом месте подавляющим большинством участников фокус-группы была названа «атмосфера», созданная в организации. Ее отличительные черты опять-таки:

Среди других удерживающих мотивов были упомянуты:

6. Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Вопрос служил для уточнения мотивов вовлеченности молодых людей в деятельность НКО. Он был адресован участникам фокус-группы, проходившей 26.04.02, так как они, в отличие от участников стальных 2-х молодежных фокус-групп, были не «производителями» услуг НКО, а, скорее, их «потребителями». Полученные ответы частично совпадают с ответами, данными на предыдущий вопрос, однако дают более расширенное понимание того, каким образом можно мотивировать «неуспешную» молодежь присоединиться к НКО.

7. Что могло бы побудить присоединиться к работе другой организации?

Ответы на вопросы: «Что могло бы побудить вас присоединяться к работе другой организации?», «Какие ценности должна предлагать организация?», «Каким образом организация должна доносить до вас свой призыв?»  можно разбить на три группы.

1.Первая группа – это способы получения и проверки информации об организации.

Среди них были упомянуты следующие:

2. Вторая группа – что должно быть в организации, чтобы удерживать интерес.

Итак, организация должна, используя упомянутые в п.1. средства, доказать, что она отвечает критериям, указанным в п.2. Постоянное возвращение к теме «чистых помыслов» и «единства слова и дела», то есть к отсутствию разрыва между декларируемыми и реальными целями и ценностями, отражают низкий уровень доверия молодых людей к некоммерческим организациям, невзирая на то, что практически все имеют дело с той или иной организацией. Что же должна сделать организация, чтобы повысить уровень доверия к себе? На это отвечает третья группа ответов.

3.Третья группа – что должна предложить организация молодежи для того, чтобы вовлечь ее в свою деятельность.

В том, как участники расставляют акценты, можно подразделить их на 3 типа.

Для первого типа важна именно деятельность организации. Они фокусировались, главным образом, на тех критериях, которым должна удовлетворять деятельность организации: быть реальной, полезной, оригинальной, профессиональной, соответствовать внутренним убеждениям, потребностям и побуждениям и т.д.

Для второго типа деятельность организации как таковая роли не играет. Главное – это атмосфера, отношения между людьми внутри организации, процесс общения, наличие в организации ярких, неординарных людей.

Для третьей группы участников на первое место выдвигается идея, цель или проблема, которой занимается организация.

Ответы на вопрос о ценностях свидетельствуют о крайне туманных представлениях молодых людей о том, как они видят ценностную альтернативу материальным ценностям общества потребления.

В основном, под ценностями понималось то, что важно для самих отвечающих. Ответы на вопрос о ценностях повторяют уже приводившиеся выше. Это ценности:

8. Что бы вы сделали, если бы получили 10000000 долларов?

Вопрос о 100 миллионах долларов задавался с целью прояснить:

1.Насколько вообще молодые люди соотносятся с возможностями денег: В чем видят для себя их смысл?

2. Что является для молодых людей действительно ценным и важным?

Анализируя высказывания, полученные во всех трех группах, можно сделать следующие выводы.

Выводы по фокус-группам с молодежью

НКО, рассматривающие молодежь как целевую группу для формирования мотивации к добровольческой деятельности, делают совершенно правильную ставку. Как показывают результаты данного качественного исследования, именно молодежь ввиду:

является той группой, которая в первую очередь, готова и способна откликнуться на призыв мотивирующих групп.

Для того чтобы сделать процесс формирования у молодежи мотивации к добровольческой деятельности более эффективным, можно порекомендовать следующее.

Очень важно обеспечить молодым людям площадку для самореализации и создать атмосферу приятия, поддержки и доверия. Таким образом, НКО будет способствовать формированию у молодых людей представлений о собственной идентичности.

При этом важно не поддаться искушению и не способствовать формированию у молодых людей простой двухцветной картины мира, поделенной на победителей и неудачников, на лидеров и ведомых. В этом отношении следует избегать как жесткой ориентации на «путь героя» – воспитание качеств лидеров и победителей через преодоление вызовов – при которой недвусмысленно декларируется, что те, кто окажутся неспособными ответить на вызов – слабаки и неудачники. Так и второй крайности – тепличности, отсутствия каких бы то ни было вызовов. Поскольку в этом случае молодым людям также подспудно внушается, что они неудачники, хотя в этом они не одиноки. Чтобы помогать молодым людям формировать представление о собственной идентичности,организациям, работающим с молодежью следует придерживаться разумного компромисса между созданием поддерживающей среды и «вызовами», соответствующими способности молодых людей на них отвечать.

Как показали результаты исследования, у молодых людей очень силен вектор поиска ценностей, отличных от биовыживательных.

В то же время отсутствует ясное понимание того, что же они, собственно, ищут. Большинство участников относит к духовным ценностям некие качественные характеристики социальных взаимодействий: доброту, дружбу, поддержку, толерантность, право на свободное самовыражение. Судя по высказываниям молодых людей, ценности для них являются предметом достаточно абстрактным. То же самое справедливо и в отношении идеи альтруизма, которая хотя и присутствует, но в весьма абстрактной форме, и не соотносится с идеей  пути и стилем жизни.

Поэтому важнейшей задачей НКО является помощь молодежи в прояснении личных духовных ценностей, которая может заключаться в проведении обсуждений, дискуссий, специальных программ, в ходе которых молодые люди смогут получать опыт глубинного проживания состояний любви, сопричастности к другим людям, к миру в целом.

Мотивируя молодежь к добровольческой деятельности, целесообазно делать основной акцент не на деятельности как таковой и не на общественном благе, а на стратегии пути, предлагать молодым людям привлекательный «стиль жизни» как  способ жить, получая от этого комплекс положительных эмоциональных состояний, источники которых находятся в:

получать что-то новое: новые идеи, новые знания, новые навыки, новые ощущения…

 

ipd.ru Карта Форум Открытки