Карта сайта >ИРЛ / Статьи / Руководство по медитации в хождении. Тик Нат Хан

Руководство по медитации в хождении.

Тик Нат Хан

Путь в Чистую Страну


Вы можете это

Практика медитации во время ходьбы может подарить Вам чувства покоя и радости. Делая небольшие шаги, просто расслабляйтесь. Медленно шагая с улыбкой на устах, открыв сердце для входящего в него покоя, Вы можете почувствовать себя легко и непринужденно. . Все горести и печали будут постепенно таять при каждом Вашем шаге. Ваши шаги станут поступью самого здорового и защищенного человека на земле. Чтобы успокоить свое сознание, достичь внутренней свободы, учитесь ходить таким образом — это совсем нетрудно. Вы можете это. Это может любой человек, достигший некоторого уровня осознанности и искренне стремящийся к счастью.

Идти, никуда не приходя

В своей повседневной жизни мы обычно спешим к какой-то конкретной цели, и редко спрашиваем себя, куда же это мы так торопимся.

Когда Вы практикуете медитативную ходьбу, у Вас нет ни цели, ни направления. Цель такой ходьбы — сама медитация: важноидти

, а не приходить, потому что медитация не есть средство достижения результата, это — сам результат. Каждый шаг — это жизнь, каждый шаг — это покой и радость, вот почему мы не спешим, вот почему мы идем очень медленно. Кажется, что мы идем вперед, но мы никуда не приходим, у нас нет никакой цели, поэтому во время ходьбы, мы улыбаемся.

Беззаботная поступь

В повседневной жизни наши шаги несут на себе печать беспокойства и страхов — сама жизнь представляется нам непрерывной цепью опасностей и тревог, поэтому наша походка утрачивает естественную грацию и раскованность. А ведь земля поистине прекрасна! Как много чудесных картин природы открывается путнику, бредущему по дороге. Сколько существует тропок, окаймленных бамбуком или петляющих по благоухающим рисовым полям, сколько на свете лесных тропинок, устланных разноцветными листьями и дарящих прохладу и тень! Все это, конечно же, доступно для нас, однако зачастую мы не можем в полную меру насладиться этим, потому что сердца наши неспокойны и шаги тяжелы.

Медитация во время ходьбы заново учит нас ходить легко. Ребенком, когда Вам был годик, Вы делали свои первые нетвердые шаги. Теперь же, практикуя медитацию, Вы как бы вновь учитесь ходить. Думается, через несколько недель практики Вы наверняка сможете ступать твердо, спокойно и уверенно. Наша цель — помочь Вам сделать это.

Сбросьте бремя тревог

Так Будда проницательным взглядом, наверняка мог бы разглядеть отметины тревог и горя на отпечатках Ваших ног. Как ученый, различающий в микроскоп, в капле прудовой воды мельчайших живых существ. Ходите так, чтобы в Ваших следах запечатлевалась только радость и полная свобода. А чтобы сделать это, Вам нужно научиться «отпускать»: отпускать свои печали, свои заботы — таков секрет медитативной ходьбы.

Путь в Чистую Страну

Представьте, что некая сверхьестественная сила перенесла вас в Чистую Страну Будды Амитабы или в Царствие Небесное, если вы христианин. Там Вас окружали бы прекрасные пейзажи, чудеса и чистота, но, попади Вы туда, каковы были бы Ваши шаги? Можете ли вы быть уверены в том, что отпечатки Ваших ног не оставляли бы следов горя и забот от вашей земной сансарной жизни? Если возьмете свои заботы и печали в Чистую Страну, то можете сделать ее менее Чистой. Чтобы заслужить Чистую Страну, Вам нужно научиться делать спокойные и лишенные тревоги шаги прямо здесь, на земле сансары.

Этот мир и есть Чистая Страна

Если бы Вы могли делать шаги, лишенные тревоги, с миром в душе ходить по земле, то у вас не было бы никакой нужды отправляться в Чистую Страну и Царствие Небесное. Причина этого проста: и Сансара, и Чистая Страна происходят из сознания. Когда вы спокойны, радостны и свободны, Сансара превращается в Чистую Страну, и Вам не надо никуда стремиться, даже сверхъестественные силы не понадобятся.

Все чудеса Чистой Страны уже есть в этом мире

Чтобы быть спокойным, радостным и внутренне свободным, Вам нужно научиться отпускать свои печали и заботы: потому что именно они создают страдание.

Обратите внимание на то, что этот мир уже содержит в себе все чудеса, которые Вы ожидали бы найти в Стране Будды. Только из-за пелены наших забот и печалей, застилающих наш взор, мы не всегда можем увидеть эти чудеса.

Я всегда чувствовал, что люблю этот мир даже больше, чем Чистую Страну, потому что мне нравится то, что дает нам этот мир: лимонные деревья, абрикосовые деревья, апельсиновые деревья, ивы, сосны. Говорят, что в Чистой Стране есть прекрасные лотосовые пруды, деревья семи драгоценностей, дороги, покрытые золотом, сказочные небесные птицы; я не думаю, что мне бы все это очень понравилось: я предпочитаю не дороги, выложенные золотом и серебром и даже не дороги, мощеные мрамором. Здесь, на этой земле, я больше всего люблю грунтовые дороги, по обеим сторонам которых расстилаются луга, дороги, устланные листьями или покрытые камешками, люблю кусты, бамбуковые изгороди, ручьи и мостики.

Когда я был мальчиком-послушником, я сказал своему Учителю: "Если в Чистой Стране нет лимонных деревьев, то я туда не хочу”. Он молча покачал головой и улыбнулся. Может быть он подумал тогда: "Упрямый юнец”, однако, вслух не сказал, прав я или нет. Позднее, когда я понял, что и этот мир, и Чистая Страна порождены нашем сознанием, я был очень счастлив. Счастлив от того, что в Чистой Стране есть и лимонные деревья, и тропинки с зеленой травой по краям. Я узнал, что если, помня о практике, мои глаза будут открыты, а шаги — легки, то я смогу найти свою Чистую Страну. Вот почему я не пропустил ни одного дня занятий медитативной ходьбой.

Королевская печать

Выберите для своей практики приятную дорогу, идущую по берегу реки, или вдоль бамбуковой изгороди, или в парке, или в лесу; можно ходить и по плоской крыше дома — все это идеальные места для медитации. Но не это главное. Есть люди, практикующие медитативную ходьбу и в исправительной колонии, и даже в тесной тюремной камере.

Лучше, если Ваша дорога будет более-менее ровной и не слишком крутой. Идите не спеша, концентрируясь на своих шагах, осознавайте каждое движение. Идите прямо, с достоинством, спокойно и умиротворенно. Осознавайте, какие следы Вы оставляете на земле. Идите так, как шел бы Будда, ставьте ногу на поверхность земли, как король ставил бы свою печать на королевский указ, который может принести людям счастье, или горе; может одарить их милостью, а может и поломать их жизнь. Ваши шаги способны делать то же самое, и если они миролюбивы, то в этом мире появится еще немного мира. Если Вы способны сделать один шаг мира, то сможете сделать и два, сможете сделать и сто восемь шагов мира.

Нет ничего важнее Ваших шагов

Что для Вас важно в жизни — сдать экзамены, купить машину или дом, продвинуться по службе? На свете так много людей, сдавших экзамены, купивших автомобиль и дом, сделавших карьеру, ноу них нет ни душевного покоя, ни радости, ни счастья. А может быть, самое важное в жизни найти сокровище радости и покоя, а затем поделиться им с друзьями, со всеми чувствующими существами.

Чтобы обрести покой и радость в жизни, нам нужно наполнить покоем каждый свой шаг, поэтому нет ничего важнее простых шагов. Они решают все. Я зажимаю курительную палочку и складываю ладони в виде бутона лотоса. Я молюсь за Ваш успех.

Каждый шаг приносит дуновение ветерка

В одном дзэнском медитационном центре в начале тропы для медитативной ходьбы стоит большой камень, на котором высечены такие слова:

Каждый шаг вызывает дуновение ветерка”.

Как это чудесно, как восхитительно! Свежий ветерок — это переживание покоя и освобождения, остужающее невыносимый жар страданий в круговороте рождения и смерти, приносящее радость и покой в Вашу жизнь.

Дорогой друг, не хочешь ли и ты
Пойти этим путем
Ради нашего мира?
Осознавайте, чтобы отпускать

Тревоги и заботы настойчиво стучатся в нашу жизнь, и мы хотим как-то избавиться от них. Как же сделать это?

Ступайте уверенно и спокойно, пусть шаги Ваши будут твердыми. Проявляйте бдительность и волю: бдительность — по отношению к бремени забот и печалей, сильную волю — в решимости сбросить это бремя. Спросите себя: “Зачем мне нести эту тяжесть на своих плечах?” Осознайте по-настоящему тот факт, что Вы действительно несете этот тяжкий груз, и будьте сострадательны к себе. Ведь настоящее сострадание к другим можно испытывать только тогда, когда испытываешь сострадание к самому себе. Вы неминуемо почувствуете это сострадание, когда ясно увидите, что привязаны к своим заботам и горестям. И тогда, может быть, Вы поймете, что ни заботы, ни тревоги не помогут разрешить ни одну из Ваших проблем — наоборот, они только мешают приходу радости и покоя. Осознавая это, решитесь сбросить с себя Ваши горести и печали, и если Вы по-настоящему захотите, то обязательно сможете сделать это, будто сняв плащ, стряхнули с него дождевые капли.

Улыбка Будды

Когда вы отпустили все свои печали и заботы, откройтесь для улыбки. Пусть это будет только намек на улыбку, но постарайтесь сохранить ее на своем лице, похожую на легкую улыбку Будды. Учитесь ходить, как ходит Будда. Улыбайтесь, как улыбается Будда. Ведь Вы можете это. Отбросьте ожидания стать Буддой, будьте Буддой прямо сейчас, в это самое мгновение!

Я упоминал о легкой улыбке и ее эффективности в “Чуде осознания”. Она — плод осознавания радостного покоя ума, но она же питает и сохраняет это осознавание и спокойную радость сердца. Это поистине чудесно. И не только вы один обретаете эту радость и мир в душе, но и окружающие Вас люди обретают их через Вас. Так Сансара превращается в Чистую Страну. Не забывайте сохранять легкую полуулыбку, занимаясь медитацией во время ходьбы — это придаст легкость Вашей походке, принесет больше осознания, покоя и радости. Осознавайте также свое дыхание, и оно будет питать каждый ваш шаг. Постоянно возвращайтесь к дыханию — это поистине волшебный способ сохранять свое осознание и мир в душе.

Жемчужное ожерелье

Ваша легкая улыбка и Ваши полные покоя шаги — это сияющие ясные жемчужины. Они прекрасны, но все они отделены друг от друга. Дыхание — это нить, соединяющая их в ожерелье. В этом ожерелье нет разрывов между бусинками. Осознавайте свое дыхание — и Ваша медитативная ходьба будет по-настоящему плодотворна.

Счет дыханий при ходьбе

Осознанное дыхание отличается от дыхания неосознанного. Это очень просто: иногда Вы дышите, осознавая — это Вы знаете, что Вы дышите. Когда Вы делаете долгий вдох, — знаете, что делаете долгий вдох. Когда Вы делаете короткий вдох, — знаете, что делаете короткий вдох. Когда Вы делаете мягкий вдох — знаете, что делаете мягкий вдох. Вы можете задать вопрос: “Как же я могу уделять внимание и дыханию, и ходьбе одновременно?” Это можно сделать, если совместить дыхание с шагами, то есть измерять длину своего дыхания количеством шагов. Просто считайте, сколько шагов Вы делаете во время вдоха, и сколько — во время выдоха.

Идите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно; при этом не нужно пытаться как-то управлять своим дыханием: идите так несколько минут, а затем подсчитайте, сколько шагов Вы сделали за время вдоха и за время выдоха. Таким образом, своим вниманием Вы охватите и дыхание, и шаги. Вы будете осознавать и то и другое одновременно, а связующим звеном станет счет. Ваша легкая улыбка привнесет чувство удовольствия в Ваши шаги и дыхание. Она поддержит постоянство Вашего внимания и сама же станет объектом внимания. После нескольких часов практики Вы обнаружите, что все четыре ее слагаемых: дыхание, счет, шаги и легкая, едва заметная улыбка — слились вместе в чудесной гармонии осознавания. Так практика медитативной ходьбы создает особую невозмутимость духа, а четыре ее элемента становятся единым целым.

Ритм ходьбы

Позвольте сказать Вам еще немного об искусстве счета. Если Вы установите удобный ритм ходьбы, то подсчет облегчится. Например, если Ваше дыхание не вмещает три шага и длится только два с половиной, Вам нужно или слегка ускорить темп ходьбы, чтобы в одно дыхание умещалось три шага, или соответственно замедлить, чтобы уместить в одно дыхание два шага, а затем просто сохранять этот ритм во время медитации. Выдох может быть длинее вдоха, особенно это касается начинающих. Понаблюдав некоторое время, Вы найдете свой естественный ритм, например он, может равняться например трем шагам на вдох и трем на выдох или двум на три, — когда вдох короче, чем выдох. Подберите дыхание, соответствующее Вашим легким, и Вы сможете гулять и медитировать без напряжения в течение долгого времени. Когда Вы идете в гору или под гору, Ваше дыхание может сбиться, — что ж, считайтесь с потребностями своих легких.

Больше свежего воздуха

Через несколько дней практики попробуйте такой вариант: во время ходьбы добавьте еще один шаг к выдоху. Например, если Ваше обычное дыхание — два шага на вдох и два — на выдох, то попробуйте сделать два на три, повторив его раза четыре — пять, вернитесь снова к своему обычному ритму. Благодаря этой практике Вы можете почувствовать себя более здоровым, потому что чем продолжительнее Ваш выдох, тем больше сокращаются легкие, а следовательно, больше отработанного воздуха выталкивается из них. При нашем обычном дыхании воздух не удаляется из легких полностью, и некоторое его количество всегда удерживается в их нижней части. Поэтому, если Вы продлите выдох еще на один шаг. Этот застойный воздух будет постепенно удаляться. Но не переусердствуйте, не утомляйтесь. Достаточно четырех — пяти раз, а потом вернитесь к своему обычному дыханию. Возможно, позже — минут через пять — вы попробуете повторить то же самое. Только помните, что на этом этапе практики надо добавлять один шаг не к выдоху, а к вдоху.

После нескольких дней такой практики Вам может быть захочется добавить еще один шаг и к вдоху. Прислушайтесь, Ваши легкие будто говорят Вам: “Мы были бы очень довольны, если бы делали три вдоха и три выдоха на каждый шаг, вместо двух вдохов и трех выдохов. Попробуйте, но только если Вы действительно чувствуете такую потребность. И тогда благодаря этой перемене, вы почувствуете себя по-другому. Через пару месяцев Ваши легкие оздоровятся, кровь будет очищаться лучше, Ваш старый ритм дыхания изменится, и новый ритм станет совершенно нормальным для Вас во время медитативной ходьбы.

Идешь или стоишь — все ведет к Реализации.

Я предложил Вам ходить словно Будда, чтобы каждый шаг оставлял след покоя, радости и невинности на поверхности земли и тогда эта земля будет превращаться в Чистую Страну. В 1968 г. году мне посчастливилось побывать на горе, где жил Будда. Я прошел по грунтовым дорогам, где когда-то ходил он. Я стоял на земле, которая была его обителью. Я сидел на камне, на котором, быть может, сидел и он. Я сидел там, наблюдая, как багровое солнце медленно опускается за горизонт, и думал о том, что и он наблюдал сотни раз заход этого же солнца. И я понял тогда, что, если бы я не смог стоять, сидеть, ходить, воспринимать окружающий мир так, как это делал он, то я не смог бы выполнять его работу. И то же самое справедливо и для Вас: если Вы не можете стоять, ходить, сидеть и видеть, как Будда, то Вы не можете “питать и прославлять священные семена, направлять будущие поколения и высказывать благодарность Будде”.

Не проповедями и не толкованием сутр исполняете Вы задачу пробуждения других людей к самореализации, но осуществляется это благодаря тому, как вы ходите, как стоите, как сидите и как смотрите на вещи.

Ссылки

Чистая Страна Будды Амитабы — по представлениям школы «Чистой земли», «Западный рай» или «Чистая страна» — это мир, населенный исключительно просветленными Бодхисаттвами. Главным методом практики этой школы является непрестанное повторение имени небесного Будды Амитабы.

Сансара — «циклическое существование», «порочный круг» или «круговорот» рождений — смертей, характеризующийся страданием, непостоянством и неведением.

Все чувствующие существа-к этому обширному классу буддизм относят не только всех существ, которых западная наука считает живыми, но и ряд иных объектов (например минералы, небесные тела), а также существа из других миров.

Сутры(санкр. «нить») — здесь общее название буддистских священных писаний, как идущих от Будды, так и позднейших

 

ipd.ru Карта Форум Открытки