Карта сайта >ИРЛ / Статьи / Нусрат Фатех Али Кхан

Нусрат Фатех Али Кхан

Миллионы почитателей считают этого исполнителя
суфистской духовной музыки лучшим голосом столетия.

Нусрат Фатех Али Кхан разговаривает тихо. Несмотря на способность петь без микрофона голосом столь сильного и красивого звучания, что он заслужил славу самого прославленного музыканта Южной Азии, при личном общении певец произносит слова практически шепотом. Кажется, что они исчезают где-то в глубине его необъятно широкой груди.

Возможно, пакистанский музыкант является величайшим в мире из ныне живущих мастеров каввали (qawwali), мистической суфистской музыки, в которой голосовые пассажи поднимаются все выше, разворачиваясь, словно кольца поднимающейся из корзины зачарованной змеи. При этом слушатели впадают в состояние духовного экстаза.

Каввали относится к тем музыкальным формам, в которых религиозные чувства и чувственность плоти переплетаются воедино: в то время как лирика Кхана не противоречит закону Ислама, его голос в сопровождении нескольких барабанщиков табла (tabla) и исполнителей на фисгармонии приобретает вибрирующее качество оргазма, что приводит слушателей в неистовое состояние, побуждая их усыпать сцену деньгами и танцевать в манере, которая посчиталась бы весьма непристойной с точки зрения любого айатолла в этом мире.

Несмотря на то, что Нусрат Фатех Али Кхан записал более сотни альбомов и пользовался широкой популярностью среди пакистанских общин по всему миру уже многие годы, любители музыки на Западе только недавно начали открывать для себя его творчество. Популярность Кхана в Соединенных штатах особенно быстро возросла после того, как Питер Габриэль участвовал с ним в одном концерте (performed live with him) и помог распространить альбомы певца на Западе. Не так давно Эдди Веддер из Pearl Jam разыскал Кхана, чтобы предложить ему сотрудничество, результатом этой работы стало музыкальное озвучивание фильма «Гуляющий мертвец» (Dead Man Walking).

Через несколько дней после посещения вместе с Питером Габриэлем компании MTV Video Music Awards Кхан сидел со мной в присутствии переводчика и менеджера в тускло освещенном холле отеля в Манхэттене. Хотя певец не особенно высок, его вес равен нескольким сотням фунтов, при этом трудно не обратить внимание на его раздавшийся торс. Кисти рук же, напротив, выглядят так, словно принадлежат девочке, тонкие, особенно кончики пальцев. Один из пальцев украшает перстень с крупным жадеитом. Часы от Картье, черные с золотом, могли бы украсить запястье нефтяного шейха. У Кхана бесцветные брови и высокий гладкий лоб, яркие глаза расположены причудливо, немного выше, чем обычно.

Когда певец грузно опустился на тахту, расправив бежевое одеяние, касавшееся пола, он казался царственным, неземным и решительно не на месте в центре современного Нью Йорка. Сидя в полумраке, время от времени потирая глаза от явного утомления, Кхан говорил тихо, не было и намека на внушительный объем его легких. Его присутствие прошло незамеченным для гостей отеля, не ведавших о присутствии легенды музыкального мира среди них.

Дмитрий Эрлих.

Дмитрий Эрлих: я знаю, что в основе вашей музыки лежат суфистские традиции, но какие религиозные взгляды исповедуете вы лично? Вы медитируете или молитесь?

Нусрат Фатех Али Кхан: я не суфий, но в детстве я провел много времени в обществе суфиев и хорошо изучил их, особенно суфистскую музыку, которая похожа на молитву. Если вы поете в этой манере, то становитесь ближе к Богу, совсем близко. В основном я этим и занимаюсь.

Каковы ваши внутренние душевные переживания во время пения? О чем вы думаете, не направляете ли вы свои мысли в каком-либо определенном направлении?

Когда я исполняю духовные песнопения, я всегда сосредотачиваю мысли на том, о ком я пою. Например, если я вдохновлен святым пророком, я сосредотачиваюсь на пророке. В моем уме бродят разные мысли, но когда я пою, я пою Богу и святым пророкам, суфистским святым. Во время пения перед моим мысленным взором оживают их образы. Я чувствую себя так, словно стою перед ними. Я ощущаю их присутствие и молюсь. Во время исполнения я словно переношусь в другой мир. Когда я пою эти традиционные святые молитвы, то покидаю наш материальный мир и полностью погружаюсь в мир иной. Я покидаю свою материальную сущность и пребываю полностью в духовной. В это время я весь наполнен присутствием святого пророка, Бога и других суфистских святых.

Существует ли особая молитва или способ медитации, связанный с песнопениями, посвященными Аллаху, Мохаммеду или суфистским святым?

Когда я пою, обращаясь к Богу, я чувствую свою связь с ним, и дом господа в Мекке стоит перед мной. И я боготворю. Когда я пою, обращаясь к Мохаммеду, пусть мир снизойдет на него, нашего пророка, я чувствую себя так, словно сижу у его могилы, Медины, отдаю ему мою дань уважения и чувствую, что принимаю его послание. Когда я пою о суфистских святых, я чувствую так, словно они стоят передо мной, а я как ученик внимаю их учению. И я повторяю вновь и вновь, что принимаю их учение и что я действительно их последователь.

Мне известно, что суфизм - это мистическая секта в Исламе, но присутствуют ли влияния других религий в литургии или философии суфизма?

У каждой религии свой метод описания Бога. Например, буддизм, индуизм, христианство, сикхизм, все эти религии по своему следуют учению Бога. Суфизм в основном описывает Бога и учит, как приблизиться к нему. Поэтому, я следую исламской форме суфизма, чтобы найти свой путь к Богу.

Я знаю, что когда вам исполнилось шестнадцать, у вас было видение, в котором ваш отец, недавно умерший великий исполнитель каввали, подошел к вам и сказал, что его музыкальный дар перешел к вам по наследству и что вы должны посвятить свою жизнь каввали. После того видения изменилось ли ваше понимание этой музыки?

С шестнадцати лет, когда я начал петь, я выполнял одну миссию, передавая людям знание суфизма. Но по мере того как я взрослел и рос мой опыт, происходили некоторые изменения. Несомненно со временем приобретается все большая глубина, и совершенствованию в этом направлении нет предела. Вы сами растете и растете вместе с песнями.

Как бы вы определили свою миссию сегодня?

Моя миссия - это миссия гуманности, любви и мира. Суть этой миссии в том, чтобы донести до людей идею братства, больше сблизить их в мире без ненависти, без расовых и религиозных предрассудков. Я стараюсь привести людей через духовность к состоянию, в котором они будут более честными друг с другом и привержены к истинным ценностям в жизни, меньше будут думать о материалистическом мире, в котором не могут найти себя. Я стараюсь привести их туда, где они, по крайней мере, смогут узнать самих себя.

Помимо музыкальной практики, которая явно обладает мощной духовной силой, исполняете ли вы какие-либо формальные религиозные обряды?

Я молюсь пять раз в день. И я молюсь перед каждой трапезой, вознося благодарность моему Богу за то, что он даровал мне эту пищу. После трапезы я снова молюсь и возношу благодарность. После каждого исполнения моей музыки я всегда молюсь и благодарю моего Бога, говоря: Господи, я твой раб и благодарю тебя за то, что ты даровал мне возможность донести мои идеи до этого мира.

Разрыв между эйфорическим состоянием кумира публики и «упадком», который неизменно следует за окончанием представления, приводит многих исполнителей к наркотикам и другим саморазрушительным средствам. Очевидно, вам удалось избежать падения, но доводилось ли вам переживать эмоциональную депрессию после большого накала чувств на сцене?

Когда я исполняю традиционные песни каввали, я чувствую, что молюсь перед Богом. Когда я заканчиваю молитву, будь то пение или формальная молитва, я чувствую глубокое умиротворение, я чувствую, что мне удалось выполнить миссию, возложенную на меня Богом. У меня не возникает проблем при переходе из этого состояния к моей нормальной повседневной жизни, поскольку молитва - неотъемлемая часть моей жизни и я молюсь постоянно.

В буддистской психологии имеется широкая фармакопия различных медитативных противоядий, которые применяются при различных душевных проблемах. Так, например, имеются определенные практики, которые можно выполнять, если переживаешь сильный гнев, а также различные медитации для тех, кто жаден, ревнив, ненавидящ и так далее. У вас есть специальные молитвы, помогающие справляться с особыми проблемами, такими как гнев, ревность, и жадность?

Благодаря этой музыке и идее, которую мы постоянно несем в нашем сердце и уме, редко испытываешь чувство гнева к кому бы то ни было. Это основное целебное средство, контролирующее наше душевное состояние, избавляющее от гнева и поддерживающее состояние радости.

Чему научил вас отец, кроме специальных музыкальных знаний, которые вы получили как исполнитель каввали?

Родители передали мне знания моей религии - как жить, как следовать законам Ислама. Когда я был молод, я пошел в мечеть и стал читать Коран и изучать законы Ислама. От моих учителей я получил основные знания в науке, математике, географии, английском языке, урду и в других необходимых предметах. От суфиев я получил знания суфизма. Я пытаюсь осмыслить и свести воедино знания, полученные из этих трех источников - от святых, школы и моего отца. Разумеется в детстве, до шестнадцати лет, я был обычным ребенком. Я сердился, спорил и вел себя как обычный мальчишка. Но с тех пор, как я увидел сон, обратился к суфизму и стал исполнять традиционное каввали, в моей душе воцарилось умиротворение. С тех пор моя жизнь полностью изменилась. Теперь я контролирую все, что поселяется в моем уме и сердце.

Давайте поговорим немного о мотивации. Для многих поп-музыкантов жажда успеха равна или даже больше желания совершенствоваться. Ваша музыка столь трансцендентально духовна, что я задаюсь вопросом, думаете ли вы когда-нибудь о деньгах и славе звезды как о мотиве, стоящем за тем, что вы делаете.

Когда я только начинал петь, разумеется я думал об успехе. Я всегда думал о том, что люди должны слушать меня и отдавать дань уважения как исполнителю. Конечно я жаждал аплодисментов и чувствовал, что певец должен как-то вознаграждаться в форме признания со стороны публики. Но со временем я пришел к такому состоянию, когда единственным моим желание стала потребность дать урок, цель которого даровать людям больше радости. Я сплю, просыпаюсь, говорю, ем - все, чем наполнена моя жизнь пронизано музыкой, которая всегда звучит в моем уме. Я всегда думаю о новых мотивах, новых открытиях, новой музыке.

Дмитрий Эрлих пишет для Interview, The New York Times и других изданий. Его оркестр, Дмитрий и Supreme 5000, выпустил в прошлом году свой первый альбом. В настоящее время он работает над книгой о музыке и духовности.

 

ipd.ru Карта Форум Открытки